Прошлый год стал для Украины рекордным – страна экспортировала 35 млн тонн зерновых. В этом году благодаря либерализации международной торговли со странами ЕС и налаживанию торговых связей с государствами Ближнего Востока перспективы еще более многообещающие. Но удастся ли аграриям побить прошлогодний рекорд?
Сейчас ещё вряд ли можно с уверенностью утверждать, что в текущем году объёмы перевозки зерна на экспорт превзойдут прошлогодние. Однако статистика обнадеживает: на данный момент, за два месяца до конца финансового года, объёмы экспорта зерновых значатся на уровне 89% от прошлогоднего рекорда.
В Министерстве аграрной политики Украины дают положительный прогноз: если тенденция сохранится и объёмы закупок не будут падать, в 2016-м мы зафиксируем новый рекорд. Впрочем, значительного отрыва от прошлогодних показателей ожидать не стоит. В Минагрополитики предполагают, что в 2015-2016 финансовом году удастся экспортировать 36 млн тонн.
Большим успехом для аграриев стало повышение прибыльности до 4,1 млрд долларов. Это наивысший показатель чистой прибыли, который был зарегистрирован в отрасли за последнее десятилетие. Благодаря наращиванию экспорта зерновых также удалось увеличить сальдо внешней торговли продукцией АПК. По итогам прошлого года этот показатель составил 11 млрд долларов.
Несомненно, многие возможности ещё не использованы, многие рынки сбыта ещё не охвачены продукцией украинского АПК. Украина работает над расширением географии сбыта, экономическая часть соглашения с ЕС, как уже говорилось, тоже даёт свои плоды. Небольшую лепту в общее дело вкладываем и мы, Good Logistics, в рамках своего дочернего проекта по поиску рынков сбыта для украинского бизнеса в странах Ближнего Востока и Южной Африки.
Напомним, что планку в 30 миллионов тонн экспорта зерновых Украина преодолела в 2013/2014 годах. В прошлом году этот показатель держался на уровне 35 миллионов. Вполне возможно, что к 2020 стране удастся достичь показателя в 40 миллионов тонн.
Много факторов могут затормозить наращивание объемов экспорта зерна, и многие из них проистекают из глобальных проблем украинской экономики, законодательства и логистики.
Актуальными остаются проблемы создания современных зерноперевалочных комплексов, модернизации портовых терминалов, разработки программ по стимулированию АПК и развитию железнодорожной отрасли. Посредством железнодорожных перевозок в порты отправки доставляется львиная доля зерновых для экспорта.