Заказы и фрахтовые ставки

На протяжении десятилетий в отрасли морских перевозок наблюдается своеобразная цикличность: рост ставок фрахта стимулирует строительство новых контейнеровозов, что в конечном счете приводит к снижению ставок. Сегодня мы находимся в первой фазе очередного цикла – растут ставки на контейнерные перевозки, а вместе с ними и количество заказов на строительство судов на верфях в Китае, Южной Корее и Японии. Заказы и фрахтовые ставки

Какой будет финал у этой истории? Своим мнением на этот счет поделился Грег Миллер, аналитик и эксперт в области морских перевозок, обозревающий отрасль для FreightWaves и American Shipper, а мы изложили его доводы в этом блоге. Приглашаем вас ознакомиться с первой частью.

Спрос на морские перевозки в 2021

В четвертом квартале 2020 года и первом квартале 2021 перевозчики получили очень большое количество заказов на морские контейнерные перевозки. Тем не менее, до обозначенного периода спрос был беспрецедентно низким.

До сих пор считалось, что судовладельцы воздерживаются от заказов на новые суда, потому что опасаются введения новых правил о декарбонизации, которые могут быть не учтены в современных конструкциях. Однако растущий спрос на морские перевозки может все-таки перевесить опасения, если будет сулить высокую доходность.

Соотношение заказов к парку по-прежнему невысокое

Согласно данным Alphaliner, по состоянию на конец марта в портфеле заказов находился 401 контейнеровоз общим объемом 3,63 миллиона TEU. Этот объем составляет 15,3% от вместимости находящегося на воде морского флота, измеренного в TEU. В середине 2020 года этот показатель держался на уровне 9,4%.

Конечно, теперешнее соотношение бледнеет по сравнению с соотношением портфеля заказов к флоту в более чем 60% в 2008 году. И все же 15% – это нормальный показатель, достаточный для того, чтобы покрыть потребность в обновлении флота и пространстве для ежегодно растущего объема грузов.

Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если заказы на перевозки контейнеров продолжать активно поступать. Если темпы сохранятся во втором квартале 2021 года или увеличатся хотя бы на 5%, нынешней вместимости не хватит, чтобы удовлетворить спрос.

Какие суда наиболее востребованы

Как ранее сообщал American Shipper, в последнем квартале 2020 года в списке заказов на контейнеровозы преобладали так называемые «мегамаксы» – суда вместимостью более 18 000 TEU с 23-24 рядами контейнеров на палубе.

В целом в 2020 году почти все заказы были сделаны на максимально большие суда или на небольшие контейнеровозы вместимостью 2500 TEU и меньше для внутриазиатских перевозок.

Было заказано всего несколько «неопанамаксов» – судов вместимостью 12–16 тыс. TEU с 20 рядами контейнеров на палубе, способных пересекать новые шлюзы Панамского канала.

Заказы в категории среднего размера (от 5 000 до 9 000 TEU) практически отсутствовали. То есть востребованные суда были либо очень большими, либо очень маленькими.

Напротив, в первом квартале 2021 года резко выросло количество заказов на неопанамаксы: на данный момент в работе находятся более 60 заказов.

Рабочая лошадка

Эксперты считают, что суда вместимостью 15 000-15 900 TEU станут главными рабочими лошадками сектора.

Выбирая наиболее универсальный корабль, перевозчики скорее всего остановятся на самом большом судне, которое может пройти через Панамский канал, и это как раз неопанамакс.

Для перевозок по направлению Дальний Восток – Европа перевозчики покупают максимально большие корабли вместимостью 24 000 TEU. Но если важна гибкость, выбор чаще всего падает на суда 15 000–15 900 TEU, которые можно использовать практически для любых сделок: в транстихоокеанском регионе через Панаму, из Азии в Латинскую Америку или Западную Африку, из Индии на Восточное побережье США и т.д.

Новые суда и декарбонизация

Принято считать, что в любом сегменте судоходной отрасли заказчики отдают предпочтение судам, в которых в качестве топлива используется сжиженный природный газ (СПГ).

СПГ рассматривается как временный вариант перед полным переходом на топливо нового поколения, необходимое для достижения целей Международной морской организации по декарбонизации к 2050 году.

Но эта теория не работает для контейнерных перевозок – единственного сегмента, который сейчас получает действительно масштабные заказы на строительство новых объектов.

Новые суда, оборудованные скрубберами, позволяют использовать более дешевое топливо с содержанием серы 3,5%, известное как мазут с высоким содержанием серы (HSFO), тогда как для судов без скрубберов приходится использовать более дорогое топливо с содержанием серы 0,5%, известное как мазут с очень низким содержанием серы (VLSFO).

Кстати, с экономической точки зрения гораздо выгоднее включать скрубберы в конструкции новых судов, чем устанавливать их на уже существующие корабли.

На вопрос, почему такое большое количество судовладельцев заказывают суда, несмотря на надвигающееся обновление правил о декарбонизации, эксперты обычно отвечают, что у судовладельцев просто нет альтернативного решения.

Сейчас проводятся испытания с метанолом, аммиаком и водородом, но все подобные суда только находятся в стадии разработки, их нельзя заказать. Если речь о таком перевозчике, как MSC, который ожидает роста спроса на 3% в год, ему просто необходимо пополнять свой парк. И сейчас единственные доступные варианты – это СПГ или скрубберы.

Во второй части блога мы поговорим о том, почему морские линии в последнее время предпочитают арендовать, а не покупать суда, а также о спекулятивных заказах на строительство кораблей и влиянии последних тенденций в отрасли судостроения на порты и грузоотправителей.

Отправить запрос
* * * * * * *

Ваша заявка успешно отправлена!


Спасибо, что обратились в «Гуд Логистик»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время и предоставит информацию согласно запросу.

Если с Вами не связались в течение дня, пожалуйста, позвоните нам по номеру 0800300577.

Ваша заявка успешно отправлена!


Спасибо, что обратились в «Гуд Логистик»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время и предоставит информацию согласно запросу.

Если с Вами не связались в течение дня, пожалуйста, позвоните нам по номеру 0800300577.

Ваша заявка успешно отправлена!


Спасибо, что обратились в «Гуд Логистик»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время и предоставит информацию согласно запросу.

Если с Вами не связались в течение дня, пожалуйста, позвоните нам по номеру 0800300577.

Ошибка ввода reCAPTCHA!

Вы не подтвердили, что не являетесь роботом.

Пройдите, пожалуйста, проверку.