В Министерстве иностранных дел КНР позитивно оценили инициативу украинского правительства по созданию дополнительной ветки «Нового Шелкового пути» между Китаем и Европой на территории Украины. В Китае считают, что разработка альтернативных маршрутов укрепит позиции транспортного коридора.
По словам представителя китайского МИДа Хуа Чуньина, наличие дополнительного маршрута для ведения торговли в рамках экономического пояса Шелкового пути положительно скажется на объёмах торговли между странами-участницами. Хуа Чуньин отметил, что правительство Китая приветствует инициативу Украины и готово углублять сотрудничество.
Напомним, что подготовка к организации маршрута доставки грузов между Европой и Китаем через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции началась ещё в конце 2014 года. Первый контейнерный поезд проехал по этому маршруту в начале декабря 2015 года и достиг границ с ЕС через 12 дней после отправки из Китая.
С осени прошлого года министерство транспорта Украины начало активно сотрудничать со странами Транскаспийского международного транспортного маршрута с целью сделать Украину одним из звеньев транспортного коридора. Маршрут из Китая до порта Батуми (Грузия) уже был организован, украинской стороне оставалось только организовать доставку по Черному морю и далее, к границам ЕС, железнодорожным транспортом. Чтобы коридор привлекал грузопоток и мог конкурировать с Транссибирской магистралью, страны-участницы ТМТМ и Украина подписали протокол о предоставлении льготных тарифов на перевозку грузов.
В экономическом плане Китай развит достаточно неравномерно. Наиболее развитыми являются южные и восточные районы, которые имеют выход к морю. Западный же регион развит гораздо меньше, даже колоссальные государственные финансовые вливания пока не принесли желаемого результата. Развитие западных территорий остаётся для Китая приоритетной стратегической задачей, в качестве решения которой руководство КНР усматривает развитие транспортной инфраструктуры. Если Китаю удастся создать развитую железнодорожную сеть, это позволит наладить работу большего количества предприятий в депрессивных провинциях. Наличие же стабильного спроса со стороны европейских потребителей позволит привлекать для этого частные инвестиции.
Первый отправленный из Украины контейнерный поезд прибыл в Китай 4 января, спустя 15 дней в пути. В рамках тестового запуска были проверены работа таможни, скорость погрузочно-разгрузочных работ и организация движения по всему маршруту. Надеемся, что после устранения всех «слабых мест» маршрута, новый транспортный коридор станет удобным и экономически целесообразным способом доставки грузов из Украины в Китай и в обратном направлении.