Простой, но такой необходимый

Роль транспортных контейнеров в международных перевозках

Сегодня примерно 90% товаров перевозится по морю, причем 60% из них, включая практически все импортированные фрукты, гаджеты и бытовую технику, помещаются в большие стальные контейнеры. Остальное – это в основном товары вроде зерна или масла, которые перевозятся насыпью или в цистернах. В общей сложности сумма товаров, которые проводят какое-то время в транспортном контейнере, составляет около 14 триллионов долларов США.

Без стандартизированного контейнера глобальная цепочка поставок, от которой зависит современное общество, попросту не существовала бы.

Нехватка контейнеров в последнее время ведет к росту затрат на международные перевозки и нарушению цепочек поставок по всему миру. В такой обстановке важность простых, но таких необходимых для торговли грузовых контейнеров, как никогда очевидна.

Торговля до появления контейнеров.

На заре международной торговли для перевозки товаров на большие расстояния использовались ящики, мешки и бочки. В 17 веке до н.э. финикийцы в мешках переправляли в Аравию дерево, ткани и стекло – все это доставлялось на верблюдах.

А сотни лет спустя греки стали использовать амфоры для перевозки вина, оливкового масла и зерна на триерах, которые курсировали по Средиземному и соседним морям в другие порты региона.

Даже по мере развития торговли процесс погрузки и разгрузки при смене способа транспортировки оставался очень трудоемким, длительным и дорогостоящим, и отчасти потому, что в перевозках использовалась тара всех форм и размеров.

Например, контейнеры с корабля, которые нужно было перегрузить на железнодорожный транспорт, часто приходилось вскрывать, а товары из них – переупаковывать в товарный вагон.

Из-за того, что тара имела разные размеры и форму, пространство на корабле не использовалось максимально эффективно. Кроме того, имелись проблемы с балансировкой судна.

Малколм Малкин и его революционная идея

Стандартизированные контейнеры сперва появились в США. В середине ХХ века, во времена Второй мировой войны, американские военные использовали их для того, чтобы сделать дешевле и удобнее транспортировку орудий, бомб и других предметов на линию фронта.

В 1950-х годах американскому предпринимателю Малкому Маклину пришла идея о том, что за счет стандартизации контейнеров, используемых в мировой торговле, погрузка и разгрузка судов и поездов могут быть, по крайней мере, частично механизированы. Товары могли бы оставаться в одном контейнере с момента, когда их отгружают на производстве, до того, как они оказываются в конечном пункте назначения. Затраты грузовладельцев были бы значительно снижены.

В 1956 году Маклин создал стандартный грузовой контейнер. Его длина составляла 33 фута, а ширина и высота – по 8. Вскоре длина была увеличена до 35.

Новая система кардинально снизила стоимость погрузочно-разгрузочных работ. В 1956 году ручная загрузка судна стоила 5,86 долларов за тонну. С появлением стандартизированных контейнеров цена упала до 16 центов за тонну. Контейнеры также несли защитную функцию – внутри стальных стенок грузы стали гораздо менее подвержены повреждениям и краже.  

США использовали нововведение во время очередной войны. Во Вьетнаме солдаты даже эксплуатировали контейнеры в качестве укрытий.

Сегодня стандартные размеры контейнера составляют 20 футов в длину, 8 футов в ширину и 9 футов в высоту – такая тара стала называться «20-футовой контейнерной единицей» или TEU. Вообще существует несколько стандартных размеров: длина контейнера может составлять и 40, и 45 футов, а высота может быть увеличена на фут. Неизменным параметром всегда остается ширина.

Одним из ключевых преимуществ стандартных контейнеров является то, что теперь все они, будто блоки Lego, аккуратно сочетаются друг с другом, практически не оставляя между собой пустых мест. Это важно с точки зрения эффективности использования грузового пространства.

Появления стандартных грузовых контейнеров – один из факторов, который сделал возможной глобализацию. Количество грузов, перевозимых в контейнерах, увеличилось с 102 миллионов метрических тонн в 1980 году до примерно 1,83 миллиарда метрических тонн в 2017. Большая часть контейнерных перевозок проходит через Тихий океан или между Европой и Азией.

Корабли становятся огромными

Стандартизация размеров контейнеров также привела к увеличению размеров судов. Ведь чем больше контейнеров упаковано на корабль, тем больше судоходная компания может заработать на каждом рейсе.

Только за последние 20 лет средний размер контейнеровоза увеличился вдвое. Самые большие современные суда перевозят 24 000 контейнеров – это грузоподъемность, эквивалентная тому, сколько может вместить грузовой поезд длиной 70 километров.

Нашумевшее судно Ever Given, которое почти на неделю заблокировало движение через Суэцкий канал в марте 2021 года, имеет вместимость 20000 контейнеров.

Цена успеха

Однако, как показал все тот же инцидент с Ever Given, увеличение размеров кораблей имеет свою цену.

Когда контейнеровоз проходил по каналу, сильные порывы ветра сдвинули его на берег, и 200 000-тонный корабль сел на мель.

Через Суэцкий канал проходит около 12% мировых морских грузовых рейсов. В какой-то момент во время блокировки по меньшей мере 369 судов застряли в ожидании прохода по обеим сторонам от канала, финансовые потери составляли около 9,6 миллиарда долларов в день. Это эквивалентно 400 миллионам долларов в час или 6,7 миллионам долларов в минуту.

Судостроительные компании продолжают работать над более крупными контейнеровозами, и эта тенденция вряд ли прекратится в ближайшее время. Некоторые эксперты прогнозируют, что к 2030 году в море будут курсировать корабли в два раза больше Ever Given.

А вместе с кораблями будет расти спрос на транспортные контейнеры.

Отправить запрос
* * * * * * *

Ваша заявка успешно отправлена!


Спасибо, что обратились в «Гуд Логистик»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время и предоставит информацию согласно запросу.

Если с Вами не связались в течение дня, пожалуйста, позвоните нам по номеру 0800300577.