Инфраструктура главной украинской водной артерии, Днепра, безнадежно устарела, а объёмы перевозок упали в десятки раз за последние полвека.
Вопросы, касающиеся дальнейшего развития транспортного потенциала Днепра, обсуждались на конференции «Днепр в европейском фарватере». Встреча состоялась 22 июня, ее организатором выступило Министерство инфраструктуры при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине.
Днепр имеет большой транспортный потенциал, который сегодня не используют на полную. Как можно исправить ситуацию? Предлагаем вашему вниманию несколько главных тезисов конференции.
Украинские реки имеют огромный потенциал в области доставки грузов. По Днепру сегодня перевозят в среднем 5 млн тонн грузов в год, но при надлежащем развитии отрасли в следующие 15-20 лет этот показатель может вырасти до 20-25 млн тонн.
Около 95% грузов сегодня перевозят по нижней части Днепра. Если грузопоток распределить на верхнюю и среднюю части, удастся значительно увеличить объёмы грузоперевозок по крупнейшей реке страны. Решением этого вопроса сегодня занимаются правительство и бизнес. Их ключевое задание – дноуглубление верхней и средней части реки, так как глубина Днепра в некоторых местах не подходит для судоходства.
Помимо этого, на Днепре необходимо отремонтировать буи и шлюзы, установить 13 дополнительных станций для получения данных о состоянии реки, поднять высоту двух мостов (в Кременчуге и Днепре) для прохода судов. Кто будет финансировать эти проекты? Представители Министерства инфраструктуры Украины предложили два эффективных решения: первое – направить деньги из Дорожного фонда, второе – привлечь средства, вырученные Администрацией морских портов Украины в качестве уплаты канального сбора.
Специалисты нидерландской компании Royal HaskoningDHV провели предварительную оценку работы Херсонского морского порта, изучили грузопоток региона и сделали заключение о том, что морской порт имеет большие перспективы развития.
Сегодня в порту переваливается около 1,7 млн тонн грузов, но к 2035 году эта цифра может вырасти до 3, а то и до 5 млн тонн, согласно прогнозам специалистов. Большая часть грузов, обрабатывающихся в Херсоне, приходится на зерно и строительные материалы. Херсонский порт также имеет удачное географическое расположение и развитую портовую инфраструктуру.
Из рисков для дальнейшего развития порта самым проблематичным можно назвать социальный. Если в Херсон придет частный инвестор, порту понадобится намного меньше персонала. Определенные проблемы есть и в законодательной базе. Здорово тормозит роботу отсутствие закона о концессии.