За прошедшие года отрасль вагоностроения Украины переживала не совсем лёгкие времена. Производители прилагали огромные усилия для того, чтобы держаться на плаву. Если сравнить данные по выпуску подвижного состава за 2011 и 2015 года – количество выпущенных вагонов сократилась с 52 тыс. до 1,1 тыс. Предыдущий год немного изменил ситуацию в лучшую сторону — количество выпущенных вагонов за этот период увеличилось в 2,5 раза. Станет ли это предпосылкой для дальнейшего развития вагоностроения Украины либо это просто следствие пары удачных контрактов?

Почему в Украине стали строить меньше вагонов?

В 2011 году сфера вагоностроения Украины была на пике. Компаниям удалось выпустить рекордные 52,3 тыс. вагонов. Дальнейшую ситуацию на рынке аналитики описывают так: пока в Украине индустрия вагоностроения стремительно развивалась, на внутреннем рынке РФ наблюдался отложенный спрос на эти же услуги. Именно поэтому российские вагоностроители всячески лоббировали законопроекты, пытаясь получить больше заказов и переманить выгодные контракты у украинской стороны. Одним из шагов в этом направлении стало то, что Россия начала отменять сертификаты на литье и вагоны. Благодаря такой политике, уже в 2013 году украинские предприятия потеряли почти все заказы и объёмы выпуска вагонов снизились к историческому минимуму (в 2014 году в Украине было выпущено всего 6 тыс. вагонов). Масла в огонь подлили и многие российские предприятия, перестав закупать вагоны украинского производства. Многие эксперты сошлись во мнении, что переломить ситуацию может только развитие внутреннего рынка.

Что происходит в индустрии сейчас?

Вопрос сложный, но у вагоностроительных предприятий украины появилась новая надежда в связи как раз таки с развитием внутреннего рынка. В частности, улучшить темпы работы вагоностроительных предприятий Украины помогли заказы от «Укрзализныци». Это стало возможным благодаря оптимизации работы УЗ по закупке и ремонту подвижного состава.

Как заявляет руководство «Укрзализныци», в планах на 2017 год – закупка новых полувагонов, как наиболее популярного и востребованного подвижного состава. УЗ хочет закупить 9 тыс. вагонов на следующий год. Это позволит вагоностроительным заводам держаться на плаву и позитивным образом повлияет на железнодорожные перевозки Украины. Помимо этого, «Укрзализныця» планирует постройку полувагонов и собственными силами.

По данным на конец января 2017 года, заводы «Укрзализныци» уже выпустили 54 полувагона. Дарницкий, Стрыйский, Панютинский заводы УЗ планируют выпустить в сумме 3 тыс. полувагонов до конца нынешнего года. Для выполнения этого плана заводам нужно увеличить свою объёмы производства практически в 5 раз. Помимо этого, в планах «Укрзализныци» – разработка долгосрочной стратегии по развитию собственных мощностей и повышению уровня самодостаточности в плане подвижного состава.

Несмотря на грандиозные планы, общая картина в индустрии вагоностроения Украины пока ещё оставляет желать лучшего. Мнение экспертов неутешительные: ни внутренний, ни внешний рынок в ближайшем будущем не смогут дать достаточного количества заказов, необходимого для выхода на предыдущих показателей.