14 января в Баку состоялось подписание договора о сотрудничестве между железнодорожными компаниями Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины. В документе зафиксированы тарифы на перевозку контейнеров в обход территории РФ через Каспий, Кавказ и Черное море.
Проект реализуется в связи со сложившимися политическими отношениями между Россией и Украиной. Есть основания полагать, что данный транспортный коридор станет одним из перспективных направлений железнодорожных перевозок для украинского бизнеса.
Украина была одним из главных инициаторов создания нового транспортно-тарифного коридора. «Укрзализныця» предоставляет скидку до 60% на контейнерные перевозки от порта Ильичевск к границам ЕС. Такая скидка предоставляется исключительно на перевозку транзитного груза.
Украина не является участником Транскаспийского международного транспортного маршрута (проект пути поставок ЕС – Китай), а выступает присоединенной стороной. На сегодняшний день маршрут из Китая до порта Батуми (Грузия) уже функционирует на регулярной основе. Ожидается, что объемы перевозок возрастут до 300 тыс. контейнеров в год к 2020.
Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян рассказал, что украинская ветка в маршруте отсутствует главным образом из-за затягивания формирования тарифных условий. Украинское ведомство провело переговоры по созданию единого транзитного маршрута доставки с венгерскими, немецкими, австрийскими и словацкими партнерами.
По данным «Укрзализныци», доставка товаров из Китая через Каспийское и Черное моря в Европу занимает 11 суток. Для сравнения: через Транссибирскую магистраль груз можно доставить за 9 суток. Стоимость перевозки контейнера северным путем составляет 4110 долларов, через Кавказ и Турцию – 4 тыс. долларов. Для придания «украинскому направлению» большего числа конкурентных преимуществ «Укрзализныце» предстоит ещё поработать над тарифами и средней скоростью движения контейнерных поездов, увеличив ее с заявленных 550 км до 1500 км в сутки.
Подписанный в Баку документ оставляет открытым вопрос о предоставлении всеми странами-участницами скидок на движение транзитных контейнерных поездов по данному направлению.