Blog

«Укрзализныця» выдвинула новый проект мультимодальных перевозок грузов

zheleznodorozhnye-perevozki--es-iran

«Укрзализныця» инициирует создание нового маршрута мультимодальных контейнерных перевозок по железной дороге в направлении ЕС – Иран. Пока это только проект, но его успешное осуществление даст возможность вывести европейский транзит на морское плечо.

В последние несколько лет «Укрзализныця» продвигает всё более амбициозные проекты по развитию железнодорожных перевозок как в Украине, так и на международной арене. Суть новой инициативы заключается в том, чтобы пере нарастить транзит по украинскому сегменту железных дорог за счёт перехвата части грузопотока ЕС — Иран. Общая протяжённость разрабатываемого маршрута составляет около 2500 км. Но даже при такой длине новый проект является хорошей альтернативой уже существующим маршрутам и открывает для европейского бизнеса перспективные рынки Ирана и близлежащих стан.

Подготовка

Предварительное обсуждение проекта уже было проведено с турецкими и иранскими коллегами. Обе стороны готовы поддержать Украину с данной инициативой и предоставить все необходимые мощности и содействие со своей стороны. Согласно данным «Укрзализныци», для нового проекта уже сформирована тарифная база для контейнерных перевозок по маршруту Иран – Украина – ЕС. В данный момент перевозчик ищет партнеров и занимается привлечением грузов.

Как долго будут продолжаться подготовительные работы – покажет время. Сейчас более важный вопрос заключается в том, насколько экономически целесообразным станет коммерческий тариф на перевозку по новому маршруту. Согласно опыту создания транспортного корридора в Китай, высокие тарифы на перевозку могут существенно снизить популярность новых маршрутов, какими бы инновационными и перспективными они ни были.

Преимущества

Успех любого транспортного корридора заключается в сравнительно более низкой цене, хорошей гибкости и большой скорости. Две из трёх составляющих у нового маршрута ЕС – Иран уже есть:

  • Время: основой проекта является наличие самого короткого транзитного маршрута между границами ЕС и одесским портом. Железнодорожный маршрут от черноморского побережья до границ ЕС занимает не более суток с учетом всех таможенных процедур.
  • Расположение: на западе Украина имеет выход в ЕС по трем железнодорожным пограничным пунктам пропуска: станция Чоп – Венгрия, станция Ужгород – Словакия, станция Изов – Польша.

Осталось дело за выгодными ставками на перевозку.

Механика перевозок

Открытым остаётся вопрос касательно того, как и куда грузы будут перевозиться из Украины. На сегодняшний день существует железнодорожное сообщение с Турцией и выходом к порту Трабзон. Уже проводились предварительные переговоры между Украиной и Турцией по поводу возможности организации подобного движения. Турецкая сторона выразила поддержку проекту и заинтересованность в нем.

Параллельно обсуждается и вариант по доставке грузов через Грузию и Азербайджан. Но у этого варианта есть существенный недостаток – азербайджанская железнодорожная сеть не соединена с иранской. Но согласно заявлениям главы Азербайджанских железных дорог, строительство соединительной ветки завершится уже в конце текущего года.

Напомним, что «Укрзализныця» уже запустила мультимодальный маршрут между ЕС и Китаем протяженностью около 3,1 тысячи км. По словам представителей Министерства инфраструктуры Украины, страна есть все возможности для создания экономического коридора от берегов Австралии до Северной Европы. Если такие планы удастся осуществить, то Украина получит одну из ключевых связующих ролей в цепочке.