Blog

Украинские вагоностроители терпят убытки

Oбложка на Good Logistics.png1

За прошедшие года отрасль вагоностроения Украины переживала не совсем лёгкие времена. Производители прилагали огромные усилия для того, чтобы держаться на плаву. Если сравнить данные по выпуску подвижного состава за 2011 и 2015 года – количество выпущенных вагонов сократилась с 52 тыс. до 1,1 тыс. Предыдущий год немного изменил ситуацию в лучшую сторону — количество выпущенных вагонов за этот период увеличилось в 2,5 раза. Станет ли это предпосылкой для дальнейшего развития вагоностроения Украины либо это просто следствие пары удачных контрактов?

Почему в Украине стали строить меньше вагонов?

В 2011 году сфера вагоностроения Украины была на пике. Компаниям удалось выпустить рекордные 52,3 тыс. вагонов. Дальнейшую ситуацию на рынке аналитики описывают так: пока в Украине индустрия вагоностроения стремительно развивалась, на внутреннем рынке РФ наблюдался отложенный спрос на эти же услуги. Именно поэтому российские вагоностроители всячески лоббировали законопроекты, пытаясь получить больше заказов и переманить выгодные контракты у украинской стороны. Одним из шагов в этом направлении стало то, что Россия начала отменять сертификаты на литье и вагоны. Благодаря такой политике, уже в 2013 году украинские предприятия потеряли почти все заказы и объёмы выпуска вагонов снизились к историческому минимуму (в 2014 году в Украине было выпущено всего 6 тыс. вагонов). Масла в огонь подлили и многие российские предприятия, перестав закупать вагоны украинского производства. Многие эксперты сошлись во мнении, что переломить ситуацию может только развитие внутреннего рынка.

Что происходит в индустрии сейчас?

Вопрос сложный, но у вагоностроительных предприятий украины появилась новая надежда в связи как раз таки с развитием внутреннего рынка. В частности, улучшить темпы работы вагоностроительных предприятий Украины помогли заказы от «Укрзализныци». Это стало возможным благодаря оптимизации работы УЗ по закупке и ремонту подвижного состава.

Как заявляет руководство «Укрзализныци», в планах на 2017 год – закупка новых полувагонов, как наиболее популярного и востребованного подвижного состава. УЗ хочет закупить 9 тыс. вагонов на следующий год. Это позволит вагоностроительным заводам держаться на плаву и позитивным образом повлияет на железнодорожные перевозки Украины. Помимо этого, «Укрзализныця» планирует постройку полувагонов и собственными силами.

По данным на конец января 2017 года, заводы «Укрзализныци» уже выпустили 54 полувагона. Дарницкий, Стрыйский, Панютинский заводы УЗ планируют выпустить в сумме 3 тыс. полувагонов до конца нынешнего года. Для выполнения этого плана заводам нужно увеличить свою объёмы производства практически в 5 раз. Помимо этого, в планах «Укрзализныци» – разработка долгосрочной стратегии по развитию собственных мощностей и повышению уровня самодостаточности в плане подвижного состава.

Несмотря на грандиозные планы, общая картина в индустрии вагоностроения Украины пока ещё оставляет желать лучшего. Мнение экспертов неутешительные: ни внутренний, ни внешний рынок в ближайшем будущем не смогут дать достаточного количества заказов, необходимого для выхода на предыдущих показателей.