Blog

Украинские порты на Дунае: проблемы и решения

Oбложка на Good Logistics

Украина и Молдова планируют возобновить железнодорожный путь Березино-Басарабяска. Но эти масштабные планы могут стать серьёзной угрозой для дальнейшего развития грузоперевозок на дунайских портах. Строительство новой ветки может перенаправить весь грузопоток Украины в сторону Молдовы и Румынии.

Кому может стать выгодным строительство новой железнодорожной ветки?

Сегодня все грузы в направлении с Украины в Румынию проходят через непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику. В связи с этим, транспортируя свои грузы по этому пути, большинство перевозчиков сталкиваются с некоторыми неудобствами, которые подталкивают их к поиску альтернативы по доставке грузов в этом направления. Таковой для Молдовы может стать новая ветка для железнодорожных грузоперевозок.

Помочь Молдове в осуществлении этого проекта согласилась Украина. С одной стороны, это позволит нашей стране привлечь дополнительный грузопоток на железную дорогу и даст возможность отгружать зерно из Молдовы в одесские порты. С другой, такой проект может стать серьёзной преградой для работы дунайских портов Украины. Обо всех деталях проекта рассказал заместитель директора по эксплуатации ГП «Измаильский морской торговый порт» Юрий Власенко.

При разработке проекта по восстановлению железной дороги Березино-Басарабяска акцент был поставлен на том, что через новую ветку будет проходить основной зерновой поток грузов в направлении Молдова-Одесса. Как стало известно позже, проект может лишить дунайские порты грузопотока, так как основная часть грузов, которые раньше проходили через него в направлении Румынии, уйдут на новую железную дорогу.

Кто останется в выигрыше после восстановления железной дороги?

Новая ветка Березино-Басарабяска станет выгодным транспортным путём для Румынии. Подобная ситуация уже была в истории: в 1970-х годах был задуман проект строительства канала Чернаводэ. Дунай соединили с портом Констанца, а после распада СССР и СЭВ многие порты потеряли огромную часть своих грузов. Сегодня такая же ситуация с Румынией может повторится, но на этот раз перекрыть грузопоток Дунаю Украина хочет своими же руками.

По словам Юрия Власенка, строительство железной дороги – стратегический вопрос для Украины. Если страна согласится построить участок новой ветки, она больше не сможет пользоваться своим выходом к Дунаю.

Как изменится работа Измаильского порта?

Как отметил Юрий Власенко, Измаильский порт сегодня работает с тремя крупными компаниями: ArcelorMittal Galati в Румынии, Voestalpine в Австрии и HBIS GROUP Serbia в Сербии. Румынскому комбинату ArcelorMittal Galati выгодней будет переправлять свой груз по новому железнодорожному пути. Эта ветка позволит доставлять грузы прямиком на румынский комбинат, снизит тариф на доставку сырья и сократить время транспортировки грузов.

Сохранить грузы, идущие на сербский и австрийские заводы, можно только с помощью изменения цены на доставку. Об этом нужно говорить не с самими комбинатами, а с поставщиками (владельцами ЖРС). Грузы, которые доставляют на заводы, идут в условиях CIF. Иными словами, комбинат-получатель оплачивает только за перевезённый груз, а стоимость его доставки входить в цену полученного сырья.

Сегодня нет таких грузов, которые могли бы компенсировать такой грузопоток и в полном объёме заменить его для Измаильского порта. Более того, построив новую железную дорогу, Украина рискует потерять и собственные грузы. Они могут уйти на румынский порт Галац, причалы которого позволят принимать такие объёмы. Удержать украинский груз можно лишь снижением ставки на перевалку, но в этом случае порт будет работать лишь по себестоимости.

Чтобы принять правильное решение в этом вопросе, украинская сторона должна как следует все обдумать и учесть все «за» и «против» этого проекта. Самая главная цель – сохранить возможность Украине остаться форпостом на Дунае.