Blog

Речной потенциал Украины: есть ли он и как его использовать?

Oбложка на Good Logistics

Главная украинская водная артерия Днепр уже более 200 лет использует свои транспортные мощности, но за этот период инфраструктура крупнейшей украинской реки устарела, а объёмы ее перевозок упали в десятки раз. Обсудить вопросы, касающиеся дальнейшего развития транспортного потенциала Днепра, собрались эксперты и участники рынка на конференции «Днепр в европейском фарватере». Встреча состоялась 22 июня, а ее организаторами выступили Министерство инфраструктуры при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине.

Днепр имеет большой потенциал, который сегодня не используют на полную. Что мешает украинской реке использовать свои мощности и как можно исправить сегодняшнюю ситуацию? Предлагаем вашему вниманию несколько тезисов конференции.

Как увеличить объёмы грузоперевозок по Днепру?

Украинские реки имеют огромный потенциал в области доставки грузов, что позволяет сделать водный транспорт страны более конкурентным. По Днепру сегодня перевозят 5 млн тонн грузов, но, при надлежащем развитии отрасли, за следующие 15-20 лет этот показатель может вырасти до 20-25 млн тонн.

Около 95% грузов сегодня перевозят по нижней части Днепра. Если грузопоток распределить на верхнюю и среднюю части – удастся значительно увеличить объёмы грузоперевозок по крупнейшей реке страны. Решением этого вопроса сегодня занимается и правительство, и бизнес. Их ключевое задание – дноуглубление верхней и средней части реки, так как глубина Днепра в некоторых местах не соответствует требованиям и создает угрозу для судоходства.

Помимо этого, на Днепре необходимо отремонтировать буи и шлюзы, установить 13 дополнительных станций для получения данных о состоянии реки, поднять высоту двух мостов (в Кременчуге и Днепре) для прохода судов. Как финансировать эти проекты? Представители Министерства инфраструктуры Украины предложили два эффективных решения: первое – направить деньги из Дорожного фонда, второе – привлечь на реку средства, вырученные Администрацией морских портов Украины в качестве уплаты канального сбора.

Реки и морские порты

Украина имеет огромный потенциал в производстве и международном экспорте зерновых. Международные организации видят большой потенциал в транспортировке таких грузов к морским портам по рекам, аналогично как, например, это происходит в США и Аргентине.

Украина тоже не стоит в стороне такой практики. Совсем недавно, компания «Ниболун» опубликовала данные о том, что она доставляет груз по реке на 1 доллар дешевле, нежели по железной дороге. Если Украина сможет сделать доставку зерна по реке более экономичной, нежели другими видами транспорта, это станет выигрышным для украинских фермеров и поможет на полную использовать речные мощности Украины.

Потенциал порта Херсон

Специалисты нидерландской компании Royal HaskoningDHV провели предварительную оценку работы Херсонского морского порта, изучили грузопоток региона и сделали заключение о том, что морской порт имеет все перспективы для партнерства и развития. Сегодня в порту переваливается около 1,7 млн тонн грузов, но к 2035 году эта цифра может вырасти до 3, а то и 5 млн тонн по прогнозам специалистов. Большая часть грузов, обрабатывающихся Херсоном, приходится на зерно и строительные материалы. Херсонский порт также имеет удачное географическое расположение (находится очень близко к Черному морю) и развитую портовую инфраструктуру.

Оценив все риски дальнейшего развития порта, самым проблематичным можно назвать социальный. Если в Херсон придет частный инвестор, порту понадобиться намного меньше персонала. Определенные проблемы есть и в законодательной базе. Здорово тормозит роботу отсутствие закона о концессии.