Blog

О лоцманских услугах и почему их нужно демонополизировать

Oбложка на Good Logistics.png4

Ещё с 1998 года монопольным центром по оказанию лоцманских услуг и координации судоходства в Украине была государственная компания «Дельта-Лоцман». Длительное время предприятие оказывает лоцманские услуги на разных каналах морских портов Украины, но вскоре ситуация может изменится.

Нестабильная ситуация в сфере оказания лоцманских услуг началась после аннексии Крыма. Так как управление 5 портами теперь не принадлежит Украине, из под контроля АМПУ вышли и службы, предоставлявшие лоцманские услуги. Все имущество портов и флот компании теперь находится в распоряжении России.

Таким образом, «Дельта-Лоцман» сегодня является для Украины ключевым игроком, который регулирует движение суден в разных портах Украины. Компания также выполняет и функцию кузницы кадров, где проводят обучение новых лоцманов.

Несмотря на все плюсы, за предыдущий год компания столкнулась и с некоторыми проблемами, среди которых коррупционные скандалы, завышенные ставки на услуги и неоправданно большие сборы. Учитывая все эти проблемы, украинские стивидоры и министерство выступают за то, чтобы демонополизировать лоцманскую сферу.

Министерство за демонополизацию

Сегодня тарифы на лоцманские услуги в Украине устанавливает Мининфраструктуры . Это не даёт возможности создавать реальную конкуренцию на рынке, так как на рынке банально нет конкурениции. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что инициатива по созданию частных лоцманских компаний обусловлена не столько для создания конкуренции, сколько для разрешения ситуациия с высокими тарифами и возможным лоббированием интересов некоторых групп.

Министр инфраструктуры Украины считает, что монополия предприятия ДЛ – это неправильно. Если правительство уменьшает портовые сборы и тарифы, тоже самое оно обязано сделать и в отношении лоцманских услуг. Владимир Омелян считает, что демонополизация индустрии станет правильным решением, которое обеспечит финансовую безопасность многих предприятий.

В Министерстве инфраструктуры уже начали работу над изменением нормативно-законодательной базы для дальнейшего реформирования отрасли. Чтобы найти верное решение проблемы, нужно детально изучить вопрос, собрать достаточное количество нужной информации и провести ее анализ. Необходимо также принять законопроекты о сертификации частных лоцманов, безопасности судоходства, а также изучить экономический аспект и поменять нормативную базу.

Oбложка на Good Logistics.png3-1

АМПУ против демонополизации Лоцманского дела

В отличии от министерства инфраструктуры, АМПУ и «Дельта-Лоцман» против демонополизации рынка лоцманских услуг. Руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс придерживается мнения о том, что украинская портовая отрасль во многом должна ориентироваться на европейскую практику. Так как большинство европейских стран работают как единая лоцманская служба, лоцманское дело в Украине должно отвечать подобному принципу.

Глава АМПУ заявляет, что в оказании лоцманских услуг не должно быть конкуренции. По его словам, в дальнейшем это может привести к снижению качества услуг. Но забота о безопасности – это только публичный мотив выступить против демонополизации лоцманских услуг в Украине. Истинная причина – АМПУ не желает терять 200-300 млн грн в год.

Есть ли польза для рынка?

Большинство представителей власти говорит о том, что демонополизация отрасли позитивным образом отразится на рынке и вот почему:

  • Создание конкуренции существенно снизит тарифы на услуги и повысит привлекательность украинских портов на рынке.
  • Снижение роли государства в контроле над экономикой поможет избежать злоупотреблений.
  • Наличие здоровой конкуренции приведёт к улучшению качества лоцманских услуг на украинском рынке.