Blog

Новый Китайско-Европейский транспортный коридор через Украину

transportniy.koridor

Весь 2015 год остаётся преимущественно провальным с точки зрения динамики объёмов контейнерных перевозок. Однако, Министерство инфраструктуры Украины всячески пытается спасти ситуацию и притормозить, а то и вовсе ликвидировать падение объёмов перевалки контейнерных грузов.

Прошедший в Одессе «Черноморский контейнерный саммит 2015» был инициирован Мининфраструктуры с целью содействия разработке единой стратегии по освоению грузопотоков Транскаспийского транспортного направления. Основными препятствиями на пути создания эффективной и рентабельной для перевозчиков транспортной системы являются отсутствие адекватной законодательной базы, всё еще сложные процедуры оформления документов и пограничного контроля, а также неконкурентные цены на перевозку из Китая в Европу через украинские порты.

2015-09-18_045910

Много внимания на саммите уделили переговорам между главами железных дорог партнёрских государство. В частности, представители Украины, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Китая обсудили перспективу создания нового коридора, по которому планируется осуществлять перевозки Китай-Европа-Китай. Планируемый коридор пройдёт по территории вышеупомянутых государств и потребует совместных усилий от всех участников для создания хороших условий для осуществления мультимодальных перевозок. Представители от Украины пообещали обеспечить экономически привлекательные условия для контейнерных перевозок через порты и железные дороги страны.

Приятно осознавать, что первые шаги в процессе упрощения бюрократических процедур при перевозках Украина уже проделала. К примеру, новые нормы таможенного кодекса немного упростили процедуру транзита подакцизных грузов железной дорогой — теперь не нужно предоставлять гарантии оплаты пошлины. Конечно, это лишь малая толика того, что нужно сделать, чтобы привлечь внимание к украинским портам и железной дороге как к адекватной и экономически целесообразной альтернативе при доставке грузов из Китая в Европу. Однако стоит отметить, что любая оптимизация — это шаг на пути к созданию единого прозрачного законодательного поля для транзитных перевозок, увеличение объёма железнодорожных перевозок, а также опосредованное наполнение бюджета налоговыми поступлениями.

2015-09-18_045331

Еще одной смелой инновацией стал запланированный тестовый проект по введению 50% скидки на портовые сборы для того, чтобы доставка морским транспортом через украинские порты не стала «бутылочным горлышком» всей цепочки. Перерастёт ли временное снижение портовых сборов в постоянное для данного направление покажет, пожалуй, только успешность всего проекта в целом. Если проект состоится, то возросшие объёмы контейнерных перевозок с лихвой компенсируют недополученные от сборов поступления.

Особое внимание главы железных дорог уделили вопросам конкурентоспособности и привлекательности коридора. В частности, участникам предстоит разработать комплексную ставку тарифа на перевозку по коридору, а также внести ясность в сроки перевозки и общее для всех стран-участниц правовое поле. После нескольких раундов переговоров на высшем уровне работу над проектом продолжат уполномоченные представители железных дорог каждой из стран-участниц, а от Украины возможно потребуется дополнительное участие АМПУ.

2015-09-18_050743

Сам по себе новый транспортный коридор — это не только приятная новость для грузовладельцев, но и отличная возможность для Украины перехватить часть грузопотока, идущего из Азии в Европу по территории России и тем самым положительно повлиять на внутреннюю динамику перевалки и транзита грузов.