Blog

Как Китай будет развивать свои порты в ближайшие несколько лет

kak-kitai-budet-razvivat-svoi-porty

Экономическая модель Китая меняется, а вместе с ней меняются и китайские порты. Недавно мы уже писали о том, как повлияет на индустрию контейнерных перевозок замедление темпов роста китайской экономики, а на этот раз предлагаем взглянуть на то, как Китай будет развивать свои порты в контексте всех этих изменений.

Портовый сектор Китая демонстрировал постоянный рост годовых объёмов аж до глобального финансового кризиса в 08-09 году. Напомним, что в 2013 общий рост грузооборота сократился до 9,2%, а в 2014 до 4,9%. По словам аналитиков Moody’s, ситуация в индустрии осложняется возрастающей внутренней конкуренцией между портами, а продолжающийся спадом в добыче железной руды и угля всё также продолжает подливать масла в огонь. Эти факторы в купе с возрастающей стоимостью труда и будут определять прибыльность китайских портов в ближайшие несколько лет.

По информации из исследования от Moody’s Investors Service, в настоящее время порты Китая испытывают переизбыток мощностей и требуют основательных инвестиций на модернизацию. По данным исследования, в связи с развитием производств с высокой добавленной стоимостью, китайским портам предстоит наращивать терминальные мощности для перевалки контейнерных грузов — по-видимому в этом и будет заключаться тренд развития на ближайшие 5 лет. В то же время привязанность производства товаров с высокой добавленной стоимостью к географическому региону сильно повышает значение расположения портов. Другими словами, подобные производства нельзя перенести в более дешевые регионы на большом отдалении от обслуживающих их портов. Именно поэтому 9 крупнейших китайских портов за ближайшие два года планируют инвестировать порядка 10 млрд долларов США в создание инфраструктуры, позволяющей обрабатывать крупнейшие в мире контейнеровозы.

Изменяющиеся экономические стратегии требуют перемен в подходе к национальной логистике как таковой и правительство КНР уже сделало несколько шагов в этом направлении. Так в середине 2014 года Министерство транспорта Китая издало директиву «О рационализации развития портов». Её суть сводилась к принятию комплекса мер по увеличению эффективности работы портов с оглядкой на потребности регионов, в которых они находятся. Таким образом правительство способствует развитию логистических хабов в ключевых регионах для еще более тесного взаимодействия логистической инфраструктуры.

Стоит также отметить разработку министерством специальной схемы, определяющей роль и специализацию каждого порта в зависимости от его характеристик и местоположения. Это не только позволит более эффективно координировать инвестиционную деятельность, но и даст возможность разрабатывать более комплексные стратегии развития отрасли.